На главную Команда  | 
Экспедиция Помошная - Голованевск - Гайворон - Рудница УКР | РУС
ТУ2 свистит свистком и точно по расписанию в 11.15 отправляется с Голованевска на Гайворон. Разогнавшись километров до 20/час и пошатываясь на стрелках выезжаем за территорию железнодорожной станции.

Станция Грушка

Первая остановка на станции Грушка в районном центре Ульяновка, Кировоградской области, который расположен километрах в пятидесяти на юг от Умани. Остановка находится совсем рядом с автобаном Киев - Одесса.

Автобан Киев - Одесса

Большинство переездов на ветке Голованевск - Гайворон оборудованы или сигнализацией или ручными шлагбаумами. Пока машинист потихоньку подъезжает к переезду, помощник машиниста выпрыгивает с поезда и закрывает шлагбаум. Проехав зону переезда, шлагбаум открывают, освобождая дорогу автомобилям. Все просто и без заморочек.

Переезд

Возле станции Таужня параллельно с узкой колеей появилась и широкая. Приблизительно на этом месте и заглохла работа по перешиванию узкой колеи на широкую.

Широкая и узкая колеи


Станция Таужня

Немцы, вместе с нами, почти всю дорогу торчали из окон. Самый активный из них, всю дорогу от Голованевска до Гайворона провисел у открытых задних дверях вагона, запачкавшись с ног до головы сажей, которая вылетала из локомотива.

Брат по разуму

Подъезжаем к Гайворону. Тут, как и на каждой узловой станции, переплетение железнодорожных колей достигает критической точки. Но Гайворон это еще одна уникальная железнодорожная станция, где мирно живут узкая и широкая колеи.

Перекресток

На перегоне от Голованевска до Гайворона организована электрожезловая система регулирования движения поездов. В основном она используется на слабонагруженных одноколейных железнодорожных линиях. Принцип ее работы прост до безобразия. Для того чтобы проехать по определенному участку железной дороги машинист должен везти с собой металлический жезл. Жезл хранится на станции в специальном электрожезловом аппарате. Для того чтобы вытащить с этого ящика жезл, нужно по телефону связаться со станцией, на которую будет прибывать поезд. Если перегон свободен и там дают добро на проезд, то дежурный по станции прибытия жмет кнопку и подает электрическое напряжение на электрожезловый аппарат станции отправления и аппарат отдает жезл. По прибытию на следующую станцию машинист отдает жезл и его снова запихивают в электрожезловый аппарат.

Передача жезла

Для того чтобы дежурному по станции удобно было передавать жезл помощнику машиниста, используется так называемый жезлоподаватель, который представляет собой кольцо с фиксатором для жезла.

Симбиоз широкой и узкой колеи

Полный ахтунг инженерной мысли рельсоукладчиков начался в самом Гайвороне, где широкая и узкая колеи были уложены на одни шпалы. Очевидно, что в черте города сложно было выделить место для еще одного железнодорожного полотна и пришлось применить такую хитрую методу.

Симбиоз широкой и узкой колеи

Хитрая укладка рельс вызвала немалый интерес не только у нас, но и у немцев, которые чуть не повываливались из окон, чтобы сфотографировать этот триумф инженерной мысли.

Гайворон. Слева узкоколейный вокзал

Ещё несколько минут и мы прибываем в Гайворон. Железнодорожных вокзалов в Гайвороне два. Один, как и должно быть - большой, а другой - маленький, больше похож на остановочную платформу. Именно он и обслуживает узкоколейные поезда. Здесь есть касса, в которой продают билеты только на узкоколейные маршруты, в большом вокзале такие билеты купить нельзя.

Гайворон. Ширококолейный вокзал

В Гайвороне на долго не задерживаемся. Приблизительно через три часа отсюда отправляется узкоколейный поезд к станции Рудница, которая расположена на магистральной колее Одесса - Жмеринка. Перегон Гайворон - Рудница самый длинный на Гайворонской узкоколейной железной дороге - 77 км, потому поездка обещает быть интересной.

Формирование состава

Пока формируется наш двухвагонный состав, который отправится с Гайворона в Рудницу, мы решили прогуляться по привокзальной площади в поисках чая. Последний раз в Гайвороне я был два года назад, с того времени здесь почти ничего не изменилось. Магазин "Мандарин", в котором можно купить все, начиная от тапочек и заканчивая колбасой, стоит на месте, автобусная станция, которая размещена в каком-то киоске - тоже на месте. Спокойная атмосфера, которая всегда царила на Гайворонском железнодорожном вокзале, тоже никуда не исчезла. Закупившись в "Мандарине" провизией и попив чая в кафе напротив "Мандарина", возвращаемся к вокзалу. Дождавшись пока откуда-то появится кассирша, купили в кассе большого вокзала два билета от Рудницы до Винницы на пассажирский поезд № 84. Всё, теперь можно ехать.

Расписание движения поездов Гайворонской узкоколейки

Выезжаем из Гайворона в Рудницу в 17.35 по местному времени, это единственный узкоколейный поезд, который ездит здесь ежедневно. Народу в эту сторону едет больше и оба вагона уже успели немного напаковаться пассажирами.

Посадочная платформа в Гайвороне

Поманеврировав по Гайворонскому переплетению широкой и узкой колеи, подъезжаем к остановке Передбужье. Сразу за Передбужъем мост через Юный Буг.

Мост через Южный Буг


Мост через Южный Буг

Кстати, немцев с нами уже не было. В Гайвороне остались. Автобусов в такое вечернее время уже нет, поэтому, скорее всего, или остались на ночёвку, или поедут вечером в 23.05 пригородным поездом на Христиновку.

Остановка Пионер

Сразу за Южным Бугом остановка Пионер. Когда-то здесь был пионерский лагерь. Ясное дело, что жилось здесь пионерам клево - речка, лес, поезд - что еще нужно для нормальной жизни?

Заброшенный пионерский лагерь

Сейчас, конечно, все развалилось. И за деревьями виднеются только заросшие кустами остатки заброшенного пионерского лагеря.

Узкоколейка

Время от времени заезжаем в просеку, прорубленную в лесу специально для железной дороги. Офигенно это все выглядит, если торчать из окна вагона и осматриваться вокруг. Но не нужно забывать, что старенький ТУ2 щедро осыпает всю округу сажей и при себе нужно иметь какое-то средство гигиены, чтобы вытирать им свою черную рожу.

Семафор


Опускание шлагбаума

Подъезжаем к станции Бершадь. Регулирование движения поездов в Бершади осуществляется семафорами. Система управления шлагбаумом и семафором приводится в движение с помощью мускульной силы дежурного по станции.

ТУ2-165

На вокзале в Бершади встречаемся с ТУ2-165, который едет нам на встречу с Рудницы. Остановка в Бершади около 15 минут. За это время в вагон успевает напаковаться приличное количество пассажиров. В этом регионе поезд Гайворон - Рудница это единственная возможность доехать в какое-то село, к которому даже нет нормальной дороги.

Бершадь

Еще одна грандиозная станция - Яланец. Здесь также напаковывается прилично народу. Почти все пассажиры едут к конечной станции Рудница, откуда разъедутся или на Винницу или на Одессу.

Рудница

В 21.33 приезжаем в Рудницу. Это наша последняя пересадочная станция. Имея при себе билеты на 84-й поезд на Винницу, которые мы предварительно купили еще в Гайвороне, имеем полное право послоняться чуть меньше часа возле вокзала и порассматривать как машинист ТУ2 вместе с помощником перегоняют локомотив в начало состава. Завтра в 4.30 утра узкоколейный поезд опять поедет в Гайворон.

26 апреля 2009
1 2